Методики развития детей раннего возраста

Мечта любого родителя это умный малыш, который обучается с удовольствием. Но как достичь такого эффекта, можно ли все списать на генетическую предрасположенность или многое зависит от усилий приложенных родителями в раннем возрасте? Насколько необходимы и результативны методики раннего развития детей от 0 и выше. Оценить все плюсы и минусы раннего обучения предлагаем в нашем обзоре.

Ранее развитие – дань моде или благо для детей

Скажем сразу, что выбранная взрослыми методика еще не гарантирует получения желаемого результата. Все дети индивидуальны, и их развитие идет персональными темпами, который можно стимулировать, но не подогнать. Родители должны не фанатично следовать новым веяниям и тенденциям, а понимать что лучше для их ребенка. Исходить не из позиции – больше значит лучше, а из позиции – лучше меньше, да лучше.

С малышом стоит заниматься только при его хорошем самочувствии и отличном настроении, иначе процесс обучения у него будет ассоциироваться с муками, что отобьет у него полное желание в дальнейшем учиться.

История пестрит жизнеописаниями гениев, с которыми никто не занимался, а также рассказами о том, как ребенок довольно низких интеллектуальных способностей, благодаря настойчивости мамы и папы смог стать интеллектуально развитым и много достиг в учебе. То, что методики раннего развития детей приносят результат — несомненный факт, то, как это развитие определяет успешность дальнейшей жизни ребенка не имеет выявленной корреляции.

Заниматься со своим малышом или не заниматься решать только родителям, но то, что эти навыки ему не повредят это точно.

Как известно правое полушарие отвечает за интуицию. Оно позволяет ребенку познавать мир образами, символами, а не буквально. Это полушарие отвечает за воображение, музыкальные способности, мечты, художественное восприятие мира.

Левое полушарие – это логика, аналитика, решение математических задач, которые требует последовательной обработки информации, буквального, а не образного восприятия.

Развитие обоих полушарий очень важно для всестороннего формирования личности, а подходы к улучшению мозговой активности правой и левой стороны разнятся и имеют свои нюансы.

Основной функцией раннего развития ребенка является формирование устойчивых нейронных связей и увеличение их количества за счет систематической тренировки мозговой деятельности. Параллельно с этим формируются и улучшаются навыки, позволяющие развивать речь детей раннего возраста.

Популярные методики развития

В текущий момент времени существуют тысячи различных методик развития, их количество растет в геометрической прогрессии и приводит к постоянному пополнению списка обучающих программ. В данной статье мы рассмотрим самые популярные методы, которые уже снискали заслуженную славу и опробованы десятками тысяч родителей и детей.

Методика раннего развития детей Марии Монтессори

Это методика снискала себе вековую славу, так как основы ее заложены еще в далеком 1907 году. Мария Монтессори разработала метод воспитания малышей, который помогает им приобретать некоторую независимость в принятии решений, самостоятельно выбирать, что лучше для него в данный конкретный момент. Взрослый в данной методике лишь мудрый учитель, который не учит, а помогает развиться малышу его собственным путем.

По Монтессори ребенок учится не только принимать решения лично, но и уважать мнение и волю других детей и взрослых, а также чувствовать границы дозволенного и не пересекать их. Эта система дает упор на развитие моторики, а значит, способствует формированию речевых навыков.

Сегодня данную методику не используют в чистом виде, так как она направлена больше на развитие практичных способностей малыша, оставляя в стороне творческие начала его натуры. Многие педагоги, практикующие данный метод, берут его как основу-костяк и наращивают сверху дополнительные развивающие функции.

Метод Николая Зайцева

К лучшим современным методикам раннего развития относится обучение и развитие малыша с помощью кубиков Зайцева. Данный метод развивает малыша при помощи обучающих кубиков, на сторонах которых написаны буквы, слоги, не только на русском, но и на английском языке. Кубики дополняются аудиозаписями и таблицами, которые помогают в игровой форме освоить малышу не только азбуку, но и чтение. Мама с малышом поет, читает, составляет слова и фразы. Все действия происходят в непринужденной обстановке игры.

Метод Сергея и Екатерины Железновых

Данная методика разработана на личном опыте воспитания дочери Екатерины, который впоследствии был трансформирован в обучающий материал.

Технология данного метода направлена на всестороннее развитие малыша, начиная с 1 месяца. Сюда входят и физические тренировки, и улучшение речевых навыков, и формирование музыкального слуха и восприятия, что помогает в формировании сенсо-моторных функций.

Все занятия основаны на песенках, которые поются для малыша, а потом и вместе с ним, во время занятий зарядкой, пальчиковой гимнастикой, массажем.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука стал специалистом по развитию детей поневоле, так как имел сына, отставающего в развитии. Его метод на сегодняшний день нельзя назвать инновационным, но актуальности не теряет. Ибука акцентирует внимание родителей на пользе именно своевременного развития от 0 до 3 лет, так как именно в этом возрасте закладываются основы умственного и физического здоровья. Его принцип не навязывания информации, а изменения способов подачи. Заинтересовать ребенка к познанию, раскрыть ему игровую сторону учебы и тогда малыш сам будет стремиться к освоению. Масару Ибука говорит, что перекормить малыша знаниями невозможно, он с удовольствием впитывает все новое и интересное. А задачей взрослых является именно интересная подача обучающего материала.

Методика Глена Домана

Глен Доман основал свой метод на необходимости приобретения малышом навыков счета, чтения и накоплению энциклопедических знаний. Для этого родителям предлагается готовить карточки, соответствующие возрасту, на которых будут изображены буквы, цифры, точки, геометрические фигуры, различные животные, техника, деревья и т.д. Все что родители считают нужным вложить в головы своих чад.
Основой учения Домана является своевременность обучения, а именно до 7 лет, пока формируется мозговая структура.

Методика Сесиль Лупан

Данный способ предполагает некоторую экономию на обучающих материалах и предлагает родителям использовать для обучения все подручные средства. Подача материала по Сесиль Лупан должна происходить исключительно индивидуально и ориентироваться на запросы ребенка. Автор рекомендует начинать обучения с момента рождения ребенка, пусть в нем и отсутствует осознанность, но так он учится воспринимать родную речь и познавать окружающие мир. Сесиль Лупан акцентирует внимание на том, что ребенка необходимо вписывать в обучающий материал, чтобы он осознавал себя как часть этого мира, посредством создания книжек-сказок с фотографиями малыша.

Вальдорфская система

Вальдорфская школа развития направлена правостороннее развитие детей, то есть имеет явно гуманитарный уклон. Вся система направлена на развитие физических и творческих способностей малыша. Упор делается на своевременность подачи материала и отсутствию давления со стороны взрослых для его восприятии. Дети играют и обучаются только на материалах естественного происхождения, никаких искусственных вещей данная школа не приемлет.

Методика развития Дьенеша

Состоит из логических игр, которые позволяют развивать логическое мышление и аналитических способностей малыша. Игры разделены на возрастные блоки и содержат в себе различные задания, способствующие укреплению навыка в данный период времени. Система представлена карточками и обучающими пособиями, которые предполагают не самостоятельное, а совместное с взрослыми обучение.

Систем обучения очень много какие-то направлены на развитие интуиции и способности фантазировать, другие развивают логику и память. Методика развития речи детей содержится в каждой из представленных систем в большей или меньшей степени. Ни одну из обозреваемых систем нельзя назвать хорошей или плохой. Все они имеют и плюсы, и свои собственные недочеты.

Задача родителей в раскрытии способностей и потенциала ребенка, поддержание его индивидуальности не за счет стороннего мнения на необходимое воспитание, а за счет выявление способностей и их развития.