Особенности развития детей с доминирующей левой рукой

Осознание того, что ребенок предпочитает все делать левой рукой, обычно наступает тогда, когда начинается активная подготовка к школе. Пятилетним и шестилетним малышам прививают навыки рисования, письма, лепки и многое другое, что связано с работой рук. Многие родители начинают паниковать и недоумевать по поводу того, как же они не смогли определить раньше, левша или правша ребенок. Еще несколько десятилетий назад в семьях, детских садах, а затем и в школах леворуких деток старались переучивать все делать правой рукой. Сегодня взгляд на этот вопрос совсем иной.

Причины леворукости

Феномен левшества глубоко изучается. Левши — это не однородная группа, к которой относятся люди с большей активностью правого полушария. Леворукость — более узкое понятие, которое определяет исключительно ведущую руку. Такое проявление левшества встречается чаще прочих.

Причины леворукости бывают разными. Проанализировав их, можно попытаться понять, почему ребенок левша. Доминирование левой руки зависит от следующих факторов:

  • Особенности генетики. Механизм передачи леворукости по наследству неизвестен. Если ребенок с доминирующей левой рукой ничем по своему развитию не отличается от праворуких, то это считается индивидуальной особенностью.
  • Поражение головного мозга. Левая рука может стать ведущей, если у ребенка в раннем возрасте была травма или заболевание, в результате чего нарушились функции левого полушария. Поскольку более активным в этом случае становится правое полушарие, то и деятельность левой руки обязательно будет доминировать по сравнению с правой.
  • Вынужденная леворукость может возникнуть по причине травмы правой руки. За полгода ребенок полностью осваивает навыки работы левой рукой.
  • Тяжелое протекание беременности и трудные роды, а также постоянные стрессы, вредные привычки будущей мамы, гипоксия плода могут стать причиной перестройки полушарий мозга малыша.

В наше время стереотипы о зловещести и необычности левшей, к счастью, сломаны. Сегодня леворукость — скорее проявление индивидуальности, которую необходимо учитывать педагогам и родителям в обучении таких детей.

Психологические особенности леворуких детей

Для родителей не будет лишней информация, что леворукий малыш выделяется среди детей с ведущей правой рукой. У ребенка левши есть свои особенности помимо того, что он активно пользуется левой рукой. У леворуких совершенно особый способ переработки получаемых сведений, а также иные эмоциональные реакции на эти сведения. Связано это с тем, что полушария головного мозга отличаются способами обработки информации:

  • правое полушарие воспринимает всю информацию как целостный образ и мгновенно ее перерабатывает
  • левое полушарие называют логическим, так как оно перерабатывает информацию последовательно

Именно поэтому особенности психологического развития ребенка левши имеют отличия по сравнению с другими детьми:

  • Левши всегда отличались прекрасной ориентацией в пространстве, подвижностью, хорошей координацией движений.
  • Пространственная природа геометрии более понятна для левшей, нежели арифметика, требующая логического мышления.
  • Неспособность уловить целостный образ мешает им справляться с задачами на обобщение, а также осваивать технику чтения.
  • Пожалуй, нет левшей, отличившихся способностью уверенно и легко овладевать грамотной речью; маленькие дети гораздо раньше начинают понимать сказанное, нежели воспроизводить слова.
  • Считается, что левши особенные, поскольку у них развито богатое воображение и они много фантазируют.
  • Родители должны знать, что маленькие левши многое понимают и часто очень эмоционально реагируют на несправедливое отношение к себе; они бурно выражают гнев, обиду, раздражение.

Многие родители впадают в панику, узнав, что их ребенок левша. И совершенно напрасно. Леворукость — это не наказание, а фактор, не зависящий от наших желаний, и, возможно, даже подарок судьбы. Что делать, если ребенок оказался левшой? Стоит ли комплексовать по этому поводу? Специалисты отвечают: «Нет!» Лучше изучить природу явления, ознакомиться с особенностями воспитания и обучения таких детей. И тогда ваш малыш вырастет умным и счастливым.

Как определить доминирующую руку у ребенка

Маленькие дети кажутся нам одинаковыми в своих действиях и привычках. Но даже среди ученых нет единого мнения по поводу того, когда можно определить доминантность той или иной руки. Некоторые специалисты утверждают, что левшу от правши можно отличить уже в двух — трехмесячном возрасте. Другая группа ученых убеждена, что определить, левша ли ваш ребенок, можно только годам к четырем — пяти.

До двух лет вряд ли кто-то из родителей замечает, что у ребенка левая рука является ведущей. Чем меньше малыш, тем сложнее это сделать. А в два — три года практически все детки великолепно выполняют любые задания и играют одновременно двумя ручками. Ложку или кружку малышу удается держать попеременно то в одной руке, то в другой. Играть с игрушками, возиться в песочнице, теребить домашнее животное ребенок может одновременно двумя руками. В этом же возрасте в детских садах с малышами рисуют, делают аппликации и мелкие поделки. Даже воспитатели говорят, что малыши великолепно работают одновременно двумя ручками.

Как определить доминантность руки? Когда малыш еще совсем маленький, то подсказкой для родителей может послужить только наблюдение. Нужно просто следить, какой ручкой он предпочитает кушать, играть, рисовать. С более старшим ребенком можно провести тест для определения ведущей руки. Чтобы малыш не комплексовал, делать это нужно незаметно и ненавязчиво в игровой форме.

Советы о том, как можно определить, правша или левша ваш ребенок, достаточно просты. Вот несколько вариантов несложных тестов:

  • Поиграть с малышом в мяч.
  • Дать повырезать ножницами геометрические фигурки из бумаги.
  • Стереть неудачный рисунок ластиком.
  • Дать перелить воду из одной кружки в другую.
  • Дать открыть бутылочку или баночку с закручивающейся крышечкой.
  • Попросить протереть пыль со стола тряпочкой.
  • Достать мелкий предмет из кружки с водой.
  • Попросить ребенка позвонить в колокольчик.

Для детей постарше можно предложить более сложные задания, определяющие доминантность руки. Например:

  • Попросить ребенка поаплодировать. Ведущая рука всегда будет сверху.
  • При скрещивании рук перед собой доминирующая рука также окажется сверху.
  • При переплетении пальцев в замок леворукий ребенок большой палец левой руки оставит сверху.

Все леворукие дети пишут и рисуют, конечно, левой рукой. В школе всех нас учили, что буквы должны иметь наклон в правую сторону. У левши написанные буквы всегда имеют наклон в левую сторону. Когда родители убеждаются в доминантности левой руки своего чада, задают следующий вопрос: «Нужно ли переучивать на правшу ребенка левшу?» Доктор Комаровский, как и многие другие специалисты, считает это нецелесообразным.

Обучение письму

Поскольку у большинства взрослых и детей доминирующей является правая рука, то у многих возникают трудности по поводу того, как научить ребенка левшу писать. Раньше все стремились переучить ребенка и заставить писать правой рукой, даже не думая, что травмируют его психику. Сегодня родителям и учителям предлагают не переучивать левшу, а изучить методику обучения письма левой рукой.

Сначала нужно научить ребенка держать ручку на правой стороне среднего пальчика, а придерживать ее сверху указательным пальцем и с правой стороны — большим. Во время письменных занятий рука опирается на верхний сустав мизинчика, который должен быть загнут внутрь.

Необходимо донести до ребенка информацию, что рука во время письма должна быть расслабленной, не напряженной, указательный пальчик — не согнутым. Расстояние от пальчиков до стержня ручки не должно быть меньше четырех сантиметров, чтобы не прикрывать линию письма. Это немного больше, чем у деток с ведущей правой рукой. Однако, выработка этой привычки позволит ребенку писать аккуратно, без помарок.

Леворукие детки поначалу хуже справляются с письмом. Но переучивать их все равно не следует. Лучше набраться терпения и не торопить малыша. Поначалу почерк будет очень неустойчивым с наклоном в левую сторону или выписыванием строго вертикальных букв. Для занятий другими делами можно развивать и задействовать другую руку.

Принципы обучения леворуких детей есть в специальных методических рекомендациях, которые нужно изучить родителям. В школе требования учителей к каллиграфическому письму левшей не должны быть завышенными.