Задержка психоречевого развития у детей: причины и симптомы

Ответственные и заботливые родители обязательно должны следить за тем, как проходит психическое развитие ребенка. В первый год своей жизни малыш должен активно приобретать различные навыки, учиться говорить и понимать членов семьи, познавать окружающий мир всеми органами чувств. Если по каким-либо причинам младенец развивается намного хуже, чем его сверстники, врачи могут поставить ему диагноз задержка психоречевого развития, такое отклонение выявляется у 20% детей в возрасте старше 5 лет. При этом признаки подобного состояния можно заметить уже в первый год жизни малыша.

Краткая справка

Психомоторное развитие ребенка представляет собой целый комплекс умений, которые должны развиться у детей к определенному возрасту. Если эти умения по каким-либо причинам не появляются, врачи говорят о том, что у малыша имеется задержка психомоторного развития (сокращенно ЗПМР) или задержка психического развития (ЗПР). Если причина отставания в развитии не очень серьезная, детки со временем начнут догонять своих ровесников. Серьезное лечение понадобится в тех случаях, когда нервно-психическое развитие (НПР) детей первого года жизни замедляется из-за патологий, при которых поражаются нервные окончания, сосуды головного мозга и пр.

Причины отклонений

Основная причина того, что психомоторное развитие детей до года начинает задерживаться, — сбои в работе головного мозга и центральной нервной системы. Такие патологии могут возникнуть еще во время внутриутробного развития малыша или же появиться в раннем возрасте. Кроха может развиваться медленнее своих ровесников из-за следующих факторов:

  • заболевания матери в период беременности (на формирование нервной системы и мозга ребенка могут негативно повлиять любые перенесенные мамой инфекции, травмы, отравления и пр.);
  • гипоксия (задержки развития часто встречаются у тех деток, которые в утробе перенесли кислородное голодание);
  • осложнения при родах (задержка психомоторного развития может возникнуть у малышей, которые перенесли родовую травму, имели обвитие пуповиной и т.д., также отклонения в развитии у деток часто бывает при стремительных родах);
  • врожденные, наследственные и приобретенные болезни (на психику и моторику ребенка могут влиять такие заболевания, как гидроцефалия, эпилепсия, ДЦП, различные поражения сосудов головного мозга, повышенное давление, ишемия, опухоли и пр.);
  • инфекционные заболевания (даже банальный грипп может дать серьезные осложнения, отражающиеся на психическом состоянии малыша);
  • травмы (ушибы, падения, удары головы и тела могут привести к нарушениям нормальной работы нервной системы и головного мозга).

Нормы развития

Родители должны знать, что ребенок от рождения до 1 года и далее развивается поэтапно. В первый год жизни этапы психомоторного развития ребенка принято разделять по месяцам:

  1. Месячный младенец обязательно должен проявлять реакцию на любые резкие звуки (моргать глазами, вздрагивать и пр.). Если показать малышу яркий или блестящий предмет, он должен сфокусировать на нем взгляд. В месяц грудничок должен начать улыбаться и прислушиваться к речи взрослых. Если положить кроху на животик, он должен попытаться приподнять головку.
  2. Во второй месяц жизни младенец должен следить за двигающейся игрушкой, улыбаться маме и папе, гулить, поворачивать головку на звук. Еще один важный навык для этого возраста – умение приподнимать и держать голову из положения лежа на животе.
  3. К третьему месяцу жизни психомоторное развитие ребенка должно достигнуть той стадии, когда кроха начнет тянуться к игрушкам, внимательно смотреть на лица собеседников, оживляться в ответ на речь мамы и папы, радоваться понравившейся музыке. В этот период ребеночек, лежа на животе, может подняться и опереться на предплечья, уверенно удерживая головку.
  4. К четырем месяцам кроха должен узнавать родителей и радоваться им, смеяться, хватать подвешенные игрушки, произносить первые отчетливые звуки. В этом возрасте малыши предпринимают первые попытки повернуться со спины на живот и начинают придерживать ручками бутылочку во время кормления.
  5. В пять месяцев ребеночек начинает различать своих близких и чужих людей, понимает голосовые интонации, берет и удерживает небольшие предметы в руках, много гулит, уверенно переворачивается со спины на живот и обратно.
  6. К полугоду кроха точно знает свое имя, начинает есть с ложки и пить с кружки, совершает повороты с живота на спину, присаживается при поддержке взрослых, хватает игрушки и тянет их в рот. Здоровый шестимесячный малыш произносит простые слоги, но пока не складывает их в слова.
  7. К семи месяцам физическое и нервно-психическое развитие здоровых детей по-прежнему проходит очень интенсивно. Кроха уже пытается играть игрушками, начинает ползать, уверенно пьет из кружки, когда ее держит взрослый, может подолгу произносить запомнившиеся слоги.
  8. В восемь месяцев ребеночек сам садится и встает, держась за опору, подолгу играет с игрушками, умеет держать твердую еду (фрукты, хлеб и пр.). Мышление и психика малыша к данному возрасту развиты на столько, что он может на вопрос «где?» показать на тот или иной предмет.
  9. На девятом месяце жизни кроха очень быстро ползает, встает и делает первые шаги с поддержкой, хорошо знает свое имя, танцует под музыку, учит новые слоги.
  10. Десятимесячный ребенок может забраться на невысокую поверхность и слезть с нее, выполняет различные действия с предметами (открывает коробки, складывает игрушки, подает предметы, услышав просьбу «дай»).
  11. В одиннадцать месяцев кроха четко произносит простые слова, любит играть с другими детками, стоит и пытается ходить без опоры, выполняет простые просьбы взрослых.
  12. К году речевой запас ребенка увеличивается до 6-10 слов. Годовалый кроха самостоятельно ходит, берет с пола предметы, умеет пить из кружки без помощи взрослых, помнит имена взрослых, названия частей тела, животных и пр.

Когда пора к врачу?

Точная и адекватная оценка психомоторного развития ребенка может быть проведена только опытным врачом. Определить, что нервно-психическое развитие маленьких детей грудного возраста проходит неправильно, сможет квалифицированный невролог, при этом окончательный диагноз может быть поставлен только в 5 лет. Мамы и папы могут лишь заподозрить и отвести малыша к доктору, обнаружив у него следующие отклонения:

  1. Отсутствие реакции на слова и жесты. В 4 месяца ребеночек не улыбается, не идет на контакт со взрослыми, замыкается в себе, не реагирует на игрушки и пр.
  2. Задержка речи:
    — в 9 месяцев кроха не произносит простые слоги («ба», «ма» и др.);
    — в полтора года не произносит простые слова («мама», «папа», «дай» и пр.), не реагирует на свое имя и простые просьбы;
    — в два года не пытается повторять слова за взрослыми, знает очень мало слов;
    — в два с половиной года не строит простые предложения и не понимает значения слов, обозначающих части тела, животных и др.;
    — в три года не говорит предложениями, не понимает смысла речи окружающих, проглатывает окончания слов и т.д.
  3. Отклонения в поведении. Ребеночек, которому исполнился один год, ведет себя слишком тихо, не играет, не издает звуки, не показывает эмоции, не общается с окружающими. Некоторые дети с задержкой психического развития, наоборот, имеют гиперактивность, невнимательность, агрессивное поведение и пр.

Физическое и психомоторное развитие детей обычно тесно связано. Поэтому у деток с отклонениями в психике и мышлении могут проявляться и физические отклонения. Малыши, имеющие проблемы с работой нервной системой и головного мозга, имеют повышенное слюнотечение, часто сидят с открытым ртом, отличаются слабостью и повышенной утомляемостью. При обнаружении подобных симптомов родители должны проконсультироваться с врачом, который проведет диагностику и назначит лечение.

Для корректировки нервно-психического развития у детей доктора могут назначить:

  • прием медикаментозных препаратов;
  • физиопроцедуры;
  • занятия физкультурой (в т.ч. плаванье в бассейне);
  • лечебные массажи;
  • специальную диету;
  • занятия с логопедом и дефектологом и пр.

Помимо процедур и лекарств, малышу обязательно нужна поддержка и забота родителей. Только любовь и терпение мамы и папы помогут справиться с имеющимися проблемами и обеспечить ребенку полноценную и счастливую жизнь.